Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.К.Сафронкова по мотивам голосования в связи с принятием резолюции Совета Безопасности по Ливии

Г-н Председатель,

Российская Федерация не стала препятствовать прохождению только что принятой резолюции. Когда мы начинали работу над проектом, у нас было ощущение, что эта инициатива призвана помочь наведению порядка с незаконным оборотом оружия в Ливии. Поэтому наша делегация включилась в обсуждение с настроем на создание дополнительного эффективного фильтра в международных водах Средиземноморья.

Но нас крайне разочаровали подходы некоторых коллег при работе над этим документом, когда по принципиальным моментам, которых требовала дипломатия, мы столкнулись с откровенными ультиматумами. Некоторые партнеры двигались напролом с единственной целью любой ценой затвердить решение Брюсселя по расширению мандата военно-морской операции «София». Более того, стали продвигаться односторонние подходы к ключевым вопросам политического урегулирования в Ливии, не согласующиеся с положениями заключенного в Схирате основополагающего межливийского соглашения и Венского совместного коммюнике.

Эта опасная тенденция, поскольку игнорируются пагубные последствия действий НАТО, которые сегодня аукаются для региональной стабильности в Средиземноморском бассейне, в Северной Африке и на Ближнем Востоке в целом. А ведь нам до сих пор приходится расхлебывать те нарушения и расширенные интерпретации резолюции Совета Безопасности 1973, которые допустили члены Североатлантического альянса в 2011 году.

Наше решение не препятствовать принятию резолюции базируется на двух соображениях.

Во-первых, зафиксированные в резолюции процедуры не выходят за рамки тех, которые были ранее согласованы в Совете Безопасности. Речь идет о резолюции 2182 по Сомали и резолюции 2240 по борьбе с нелегальной миграцией. Рассчитываем, что подходы к получению согласия государства флага при планировании инспекций будут применяться на деле в полном объеме, а не только на словах. При этом руководствуемся четко закрепленным в международном морском праве положением, что только государство флага обладает юрисдикцией в открытом море. Это отражает одну из важнейших свобод открытого моря – свободу судоходства.

Исходим из того, что заявки на изъятия из оружейного эмбарго, особенно в части поставок смертоносных вооружений, будут поступать на рассмотрение санкционного комитета, где действует принцип консенсуса. Будем скрупулезно следить за содержанием и рассмотрением таких обращений. Что касается поставок смертоносных вооружений на нужды правительства национального согласия Ливии, то мы бы приветствовали, чтобы в стране были сформированы дееспособные вооруженные силы с центральными командными структурами. Реальность же такова, что таких сил на сегодняшний день в Ливии нет. Однако из-за позиции некоторых делегаций в резолюции не акцентирована цель создания объединенных сил безопасности, что имеет ключевое значение для восстановления единства Ливии и ее государственных институтов. Всем известно, как над решением этой задачи бьется Организация Объединённых Наций. А ведь задача создания объединенных сил отражена в подписанном 16 мая в Вене Совместном коммюнике и закреплено в принятой 13 июня резолюции Совета Безопасности 2291 по продлению мандата Миссии ООН в Ливии. Без эффективной центральной власти, подчиняющейся ей армии и полиции, справиться с комплексом проблем ливийцы не смогут.

Такая линия в Совете Безопасности ООН при выработке сегодняшней резолюции наводит на мысль о том, что за данной резолюцией скрывается дополнительная повестка дня, не способствующая объединению многострадальной Ливии. Возможно, кто-то хочет получить карт-бланш на регулирование по своему усмотрению оружейных потоков в Ливию. В современных условиях это означает помогать одним ливийцам против других, то есть отдалять перспективу мирного завершения кризиса в стране. Об этом, в частности, свидетельствуют факты иностранных военных присутствий в Ливии, несанкционированных Советом Безопасности ООН, а также идущий в страну поток иностранных террористов-боевиков. Поэтому надо определяться, будем совместно работать или порознь.

Нельзя забывать, что в Ливии действуют формирования, подчиненные генералу Х.Хафтару, которые ведут эффективную борьбу с «Исламским государством» и другими террористическими группировками. Игнорировать этот факт недопустимо. А посему философия нынешней резолюции нас убеждает в том, что авторы, прямо скажем, не очень искренни в борьбе с ИГИЛ и террористическим интернационалом в Ливии.

Подтверждаем, что полностью привержены всеобъемлющей реализации Схиратского соглашения. Однако важно помнить, что в этом документе подразумевалось и утверждение состава правительства национального согласия парламентом в Тобруке. А это, к сожалению, несмотря на наши настоятельные просьбы и обращения, также не нашло отражения в нынешней резолюции - было просто-напросто проигнорировано.

Призываем все государства-члены объединиться в целях урегулирования региональных конфликтов и борьбы с терроризмом, отказаться от односторонней повестки дня, действовать совместно, а не разрозненно.